Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 15.11.2022 года № 55-1758-мр «Об определении мест регистрации на сочинение (изложение)
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны подать в места, определенные региональным органом управления образованием. Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов.

Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно бессрочно.

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов будут размещены на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до его начала по местному времени.

Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

Сроки написания итогового сочинения в текущем учебном году:
Основной срок
Дополнительные сроки
7 декабря 2022 года
1 февраля 2023 года
3 мая 2023 года
Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение (изложение) в дополнительные сроки.
Комплекты тем итогового сочинения станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.
Не позднее чем за две недели до даты проведения итогового сочинения участники подают заявления и согласия на обработку персональных данных в места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения), определяемые министерством образования Иркутской области:
Участники
Место подачи заявлений
Необходимые документы для подачи заявления
Выпускники текущего года
организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования
  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. страховой номер обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
Выпускники прошлых лет
(лица, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования; лица, освоившие образовательные программы СПО в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования)
по Иркутской области– в органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющих управление в сфере образования
в г. Иркутске– ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», расположенный по адресу: г. Иркутск, Лыткина, 75 А.
  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. страховой номер обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  3. оригинал или заверенная копия документов об образовании.
Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.
лица, обучающиеся по образовательным программам СПО —  в случае использования результатов итогового сочинения (изложения) при приеме в вуз
  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. страховой номер обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  3. справка из образовательной организации среднего профессионального образования, подтверждающая освоение или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году
Экстерны
(лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучающиеся СПО, не имеющие среднего общего образования, в случае участия в ГИА в качестве экстернов с последующим получением документа о среднем общем образовании)
организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования — по выбору экстерна
  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. страховой номер обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  3.  для обучающихся СПО,не имеющих среднего общего образования, в случае участия в ГИА в качестве экстернов – справка из образовательной организации среднего профессионального образования, подтверждающая освоение или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году
Заявления подаются лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
! Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ОВЗ при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся, выпускники прошлых лет дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
За две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) участники получают в местах регистрации уведомления с указанием даты, времени, места проведения итогового сочинения (изложения).
Заявление на итоговое сочинение (изложение), Памятку, а также согласие на обработку персональных данных вы можете скачать ниже:
Заявление выпускника текущего учебного года 
Заявление выпускника прошлых лет 
Согласие на обработку персональных данных 
Согласие родителя/законного представителя на обработку персональных данных несовершеннолетнего 
Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под подпись) 
«Нормативно-организационные материалы» 

Сроки и место регистрации заявлений на сдачу итогового сочинения (изложения)  в 2022/2023 учебном году
Срок подачи заявления: за 2 недели до начала проведения сочинения (изложения), то есть до 17.11.2022 года
Место регистрации на сдачу итогового сочинения (изложения) выпускников общеобразовательного учреждения 2023 года по месту обучения
(МОБУ СОШ №7 п. Весёлый, ул Мира, 20)
Место регистрации заявлений на сдачу итогового сочинения (изложения) выпускников прошлых лет:
р.п Чунский, ул. Свердлова, 4 (Отдел образования администрации Чунского района)
Сочинение является обязательным для выпускников текущего года. Сочинение могут писать по собственному желанию для предоставления результатов в вузы:
  • выпускники прошлых лет;
  • лица, обучающиеся по образовательным программам СПО;
  • лица, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
  • лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты.
*указанные лица самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников, заполнение ими регистрационных полей и др.)
Участнику итогового сочинения (изложения) необходимо иметь при себе:
  • гелевую, капиллярную или перьевую ручку с чернилами чёрного цвета (2 штуки);
  • документ удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости).
Участнику итогового сочинения (изложения) запрещено:
  • иметь при себе и использовать средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические (толковые) словари;
  • пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика и др.)
Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения)
Ознакомление обучающихся, выпускников прошлых лет, обучающихся СПО с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется в местах регистрации в течение двух рабочих дней после получения протоколов муниципальными органами управления образованием.